Интервью, События

Спектакль Алисы Гребенщиковой «Легкое имя: Пушкин»

В этом году отмечается 220-летие со дня рождения А.С.Пушкина. Именно в этот день, 6 июня, на ВДНХ, в павильоне «Рабочий и колхозница», Алиса Гребенщикова представила литературно-музыкальный спектакль «Легкое имя: Пушкин».

Это спектакль-читка, спектакль-размышление о влиянии Золотого века русской поэзии на век Серебряный, о взаимоотношениях поэта и его слушателей. В спектакле гармонично переплетаются проза Марины Цветаевой (в исполнении Алисы Гребенщиковой) и мысли Александра Блока (читает Павел Артемьев), стихи Пушкина в очень интересном прочтении актера Евгения Коряковского и прекрасное музыкальное сопровождение ансамбля «Кельтские арфы Москвы» и мелодии в исполнении Сергея Геокчаева.
Легкое имя: Пушкин Легкое имя: Пушкин

Постановка затрагивает очень непростые вопросы взаимоотношения поэта и окружающей его действительности, тех людей, которые не понимают его произведений, не понимают, о чем он «поет» и какую пользу приносит.
Спектакль мне показался не очень легким — нужно все время думать, следить за мыслью артистов,- но очень интересным и необычным.

После спектакля мне удалось немного побеседовать с его автором — Алисой Гребенщиковой — о литературе и музыке.

Ксения: Литература и музыка, на первый взгляд, — это совершенно разные вещи, как Вам удается их совмещать в своих спектаклях? Учитывая, что и спектакли у Вас очень разные, и по стилю, и по эпохам. Вот, например, «Солнечная вязь» и сегодняшний спектакль, они очень интересные, но совершенно непохожие друг на друга.
Алиса Гребенщикова: Для меня литература — это музыка. Для меня стихи очень музыкальны, для меня хорошая проза очень музыкальная, я во всём этом слышу музыку. Поэтому для меня только удовольствие соединять музыку слова с музыкой, с тем, что называется музыкой вообще, в общепринятом смысле слова. Со звуками рояля, например. Мы уже несколько работ сделали вместе с композитором Сергееем Геокчаевым. Он очень точно чувствует, что я имею в виду, поэтому создаёт музыкальный дизайн для моих проектов.

Интервью с Алисой гребенщиковой

Кс.: Как к Вам приходит идея создания спектакля — Вы сначала читаете стихи, и, вдохновившись ими, создаете спектакль, или наоборот, возникает идея спектакля, а потом Вы уже подбираете стихи?
А.Г.: Всегда бывает по-разному. Иногда сначала я «спотыкаюсь» о какое-то стихотворение, оно меня не отпускает, я к нему возвращаюсь, возвращаюсь, и вокруг него уже обрастает, вырастает какая-то история. Бывает так.
А бывает, когда тема меня очень сильно волнует, как вот в этом именно сегодняшнем произведении — «Легкое имя: Пушкин». Тут мне было очень интересно исследовать природу взаимоотношений поэта и зрителя, поэта и толпы, поэта и черни. И, так как я очень глубоко погружена в творчество Марины Цветаевой, конечно, я решила вначале поискать у Марины Цветаевой. Мне очень нравится Блок, и у Блока я тоже решила поискать. И конечно же, невозможно было обойтись без стихов Пушкина. Эта программа уже не новая, первый раз мы её показали полтора года назад, а сейчас очень удачно совпало, что именно сегодня мы смогли представить её публике. Как раз в День Рождения Александра Сергеевича, потому что пушкинские стихи венчают всю композицию.

Кс.: А по каким критериям Вы отбираете стихи или тексты, которые хотите включить в спектакль?
А.Г.: Я беру стихи, которые мне нравятся. Это единственный критерий.

Кс.: Как Вы считаете, есть ли среди современных писателей и поэтов авторы уровня классиков?
А.Г.: У меня есть такая программа, как раз мы ее сделали с Сережей, она называется «Сбудется» — там звучат стихи вперемежку, написанные год и 100 лет назад. Два стихотворения, написанные с разницей в сто лет звучат под один музыкальный темп. Потом я разговариваю со зрителями и прошу их высказать предположение, какое из стихотворений современное, а какое выдержано временем. И очень часто люди не угадывают. В ходе программы у меня звучат стихотворения Марины Цветаевой, Владимира Маяковского — люди не угадывают очень часто ни Цветаеву, ни Маяковского, ну если это не хиты. И часто людям кажется, что это современные стихи. Говорят, что очень современное звучание. Особенно про Маяковского так говорят. А например, про стихотворение современного поэта Али Кудряшевой выдвигаются версии, что это как раз очень старинное произведение. Ответила на вопрос?

Кс.: Как Вы считаете, нет ли проблемы, что классическая литература не вызывает интерес у слушателей? Вот иногда музыканты пытаются всеми способами осовременить классику, чтобы придать ей новое звучание. Как Вы считаете, в литературе это нужно?
После спектакля, с Алисой Гребенщиковой
А.Г.: Я думаю, что художник имеет право делать все, что ему хочется. Я сама в своих проектах не вижу потребности осовременивать стихи каким-то образом. Или читать их модно как-то, как рэп.
Занимаясь разными литературными проектами … в классическом своем прочтении, хорошая литература не нуждается в приукрашивании, во внешних каких-то узорах и росписях. Достаточно того, что есть у нее по сути.

Кс.: А какие Ваши любимые классические авторы?
А.Г.: Я очень у многих людей нахожу строчки, созвучные моим переживаниям и мыслям. Перечислять их даже не имеет смысла, потому что это вся хрестоматийная школьная программа. У каждого из писателей и поэтов, которых проходят в школе, у каждого я нашла что-то для себя интересное.

Кс.: Большое спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *