События

Лекция о музыке и интервью с Петром Айду

Сегодня я посетила лекцию «Неформат: лекторий о музыке вне рамок и шаблонов». Она проходила в парке Горького в летнем кинотеатре «Пионер».

Кстати, там я встретила одного из кураторов нашей группы «Музыка» проекта Арт-лаборатория (Дима, привет!)
Лекцию вели Константин Дудаков-Кашуро, кандидат культурологии, специалист по теории и истории западноевропейского авангарда и истории шумовой музыки, звукоархеолог и Петр Айду, пианист, автор звуковых перформансов и инсталляций.

Неформат: лекторий о музыке вне рамок и шаблонов

Тема лекции была посвящена sound-скульптуре. Тема довольно сложная, но интересная.
Просто скульптуру мы представляем как какое-то произведение изобразительного искусства. А саунд- скульптура — это вид (междисциплинарного) искусства, материалом которого является звук. Она, как овеществленная музыка, находится на границе музыки, кинетической скульптуры и звуковой инсталляции. Это могут быть какие-то шумовые звуки, например, шуршание бумаги, хлопанье двери или гул толпы. Например, в фильмах мы в основном обращаем внимание на реплики главных героев, но если прислушаться, то там много и разных звуков и шумов.


Петр Айду не только пианист, он создатель проекта «Приют роялей».

Интервью с Петром Айду

Ксения: Как Вам пришла идея такого масштабного проекта как «Приют роялей»?
Петр Айду: Пришла эта идея очень просто: в какой-то момент я вдруг выяснил с удивлением, что огромное количество старинных прекрасных роялей, которые находятся в нерабочем состоянии люди просто выбрасывают в помойку. Мне показалось, что это безобразие, и что такого допускать нельзя, и что должно быть место для их сохранения. И таким образом появилась такая вот идея.

Кс.: Такая же плачевная ситуация и с пианино. Старые пианино еще чаще выбрасывают, даже если они в рабочем состоянии, потому что они не представляют особой художественной ценности. А что, если сделать в парках такие выставки, где будут стоять такие пианино, которые чуть не выбросили на свалку. Там можно концерны классные проводить, и если кто-то гуляет, можно поиграть. И самому приятно, и другим интересно будет.
П. А.: Я конечно же не против. Ну что я могу сказать? Дело в том, что, во-первых, Приют роялей так называется не потому, что там только рояли, и что там нет пианино. Просто, ну просто потому что так сложилось это название. На самом деле это приют, где и пианино тоже есть. И там даже есть фисгармонии, и даже есть орган (один). Ну, а что сказать пианино в парке… Это, конечно, здорово с одной стороны. С другой стороны, к сожалению, пианино не может стоять под открытым небом, потому что если на него будет капать дождь, то оно развалится очень быстро. Нужно какое-то закрытое помещение.

Кс.: Конечно, для организации такого проекта нужны большие средства… Вопрос по классике: я играю на пианино классическую музыку, но современные подростки, в основном, не очень интересуются классикой. Имеет ли смысл ее как-то осовременивать? Например, Ванесса Мэй тоже играет классические произведения, но она ее как-то переделывает и получается более современное звучание.
П. А.: Ну мне кажется, то что Ванесса Мэй, на самом деле, гораздо более устаревшее искусство, чем скажем классическая музыка в ее аутентичном виде. На счет того, что можно делать… Можно делать все что-угодно. И если возникает такое желание, то это делать конечно же можно и нужно. Другое дело, что как раз-таки с современной точки зрения гораздо интереснее слушать музыку в ее как бы изначальном виде. Не переделанном, а именно как раз в том, в каком она была задумана. И это оказывается гораздо более современным.

Кс.:А вот почему Вы из классики переключились на авангард, чем Вас это привлекло?
П. А.: Я не переключался. Вообще. Я плавно занимаюсь совершенно разными вещами, которые в общем-то одна из другой как бы произрастают. И собственно говоря, это условные понятия, на сегодняшний день непонятно что такое классика вот, и что такое авангард тоже непонятно. В общем-то границы довольно-таки сильно стерты.

Кс.:Спасибо большое за интервью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *