События, Техноград

Всероссийская конференция о новых моделях детских технопарков

Сегодня я побывала на Всероссийской научно-практической конференции «Новые модели развития дополнительного образования детей: образовательные детские технопарки».
Конференция была организована Фондом инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) и Московским городским педагогическим университетом и проходила в Заповедном посольстве парка «Зарядье».

На конференцию нас пригласили наши вожатые из летней смены «Движение Техномира» и, как профессионалов-журналистов :-), попросили организовать пресс-центр на этом мероприятии. Меня тема конференции очень заинтересовала, ведь технопарк — это такое интересное место, где можно не просто смотреть, но и самому что-то сделать, прикоснуться к самым передовым технологиям, поэтому я с радостью присоединилась к команде наших ребят-журналистов.

Детский технопарк — это образовательный центр, где школьники (в основном, старшеклассники) знакомятся с высокотехнологичным оборудованием и специализированными программами. Здесь ребята осваивают передовые технологии, учатся работать в команде и применять полученные навыки для создания собственных проектов.


Сначала мы слушали доклады участников конференции в зале «Лекторий». Выступали: Е. Н. Соболева (директор образовательных проектов и программ Фонда РОСНАНО), Е. Г Врублевская (доктор педагогических наук, профессор, зам. руководителя Центра образования РАО), В. В. Войков (директор «Регионального школьного технопарка» Астраханской области), А. П. Турчин (заместитель руководителя Фонда «Талант и Успех», руководитель образовательных программ) и другие.
П. С. Трехлеб — директор парка Зарядье — рассказал про историю создания парка, про его уникальную архитектуру и образовательные программы. Кстати, летом нам удалось побывать на интереснейшей экскурсии в парке.

На лекциях мы получили очень много информации и немного подустали, и поэтому очень кстати пришелся небольшой перерыв и чаепитие :-).


Перерыв закончился, и мы вновь взялись за работу. Наша группа разделилась: Болознева Алина, Милютина Полина и Русанов Максим — проводили мастер-класс «Разработка дизайн-проекта с использованием мультимедийной поддержки». Они рассказали про цифровой журнал, виды цифрового журнала, в каких программах лучше делать презентации и как ими пользоваться. А я и Григорий Макаров взяли интервью у некоторых участников конференции.

Я взяла интервью у И. Г. Воеводина, Е. Г. Врублевской, и у ребят, которые на конференции представляли свои проекты.
Надежин Артем из г. Москвы представлял реакцию «Химический свет», а Болтаев Марк из г. Миасс представлял проект «Экологическая тропа» общества учащихся дома детского творчества «Юность». Ребята в ходе проекта посмотрели антропогенную нарушенность в зоне реки Миасс и выяснили, на сколько сильно это на нее влияет.


Ксения: Как Вы считаете, каково будущее у детских образовательных технопарков, как их можно улучшать и развивать?
Е.Г.Врублевская: Я думаю, что детские образовательные технопарки — это точно будущее дополнительного образования детей. На сегодня модель детского технопарка также реализуема и в условиях школы. То есть сегодня школа начинает использовать элементы данной модели для того, чтобы изменять свой образовательный процесс. Урок становится другим, внеурочная деятельность. Вот например, сегодня уже можно заниматься проектной деятельностью как на уроке, так и во внеурочное время, причем это может быть индивидуальный проект, может быть групповой проект. Сегодня в этой связи меняется система оценивания деятельности учащихся, потому что работа над проектом — это очень творческий процесс, который сложно уложить в пятибальную систему, да и любую другую бальную, ибо творческая идея — она вообще труднооцениваема. Поэтому я считаю, что за образовательными детскими технопарками точно будущее и, наверное, светлое.

Ксения: Сейчас тему технопарков очень развивают во всех странах и в России, конечно же. Как Вы считаете, почему технопарк интереснее, чем музей, например, который уже известен и популярен?
Е.Г.Врублевская: Потому что и то и другое очень интересно, в зависимости от того, с какими целями человек туда идет. Вот например, если вам хочется заниматься проектной деятельностью, то вы пойдете, наверное, в детский образовательный технопарк. А если Вы еще увлечены естественнонаучными проектами, инженерным творчеством, то Вы точно туда пойдете. А вот ходить в музей, даже в очень популярный, известный — это ситуация, когда что-то посмотришь, может быть, лучше поймешь или немного в чем-то себя попробуешь. Но собственно созидательной активности, чтобы реализовать какую-то свою идею, там не предполагается. В музей обычно ходят для просвещения. А проект создается для себя, чтобы проявить свою смекалку, свои какие-то представления о том процессе, который вы изучаете, который вы создаете.

Ксения: Расскажите, пожалуйста, что Вы ожидали от сегодняшней конференции, как Вы оцениваете ее результаты и выступления участников?
Е.Г.Врублевская: Я очень хотела, чтобы на этой конференции состоялся диалог и, мне кажется, он получается. Диалог людей, которые заинтересованы в том, чтобы дополнительное образование в России развивалось с использованием вот такой модели образовательных детских технопарков. То как показывает наша практика, когда учреждения доп. образования начинают эту модель реализовывать, они начинают меняться изнутри. Тогда пропадают постепенно обычные детские кружки, на их смену приходят проектные группы, тогда пропадают долгосрочные скучные программы на целый год,а возникают такие краткосрочные образовательные трекиты, т.е. на 36 часов программа, на 18. И каждый, кто приходит в такое учреждение доп. образования, сам для себя выбирает, вот хочу там два раза в неделю приду, две недели отзанимаюсь, и к меня будет проект готов. А есть более такие, чуть-чуть по длительнее, может быть, я быстрее пройду программу, т.е. у каждого школьника, который приходит в такие технопарки, возникает возможность создания своего маршрута в рамках учреждения допобразования.